В 7 классе школьной программы по географии изучается материковая и страноведческая география. Это значит, что основной упор делается на изучение отдельных материков, стран и регионов мира. В рамках этого курса школьники знакомятся с природой, населением, хозяйством, экономикой и особенностями стран и континентов. Ниже — максимально подробный разбор тем, которые охватываются в 7 классе (ориентируясь на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и учебники, например, под редакцией Дронова, Алексеева и других).
📚 Общая структура курса географии в 7 классе:
1. Введение в страноведение
Понятие страноведения.
Источники географической информации о странах и регионах.
Географическая карта: умение читать карту, пользоваться масштабом, определять координаты.
Разнообразие стран мира: по площади, численности населения, уровню развития.
Географическая номенклатура материков и океанов.
🌍 Материки и страны мира
2. Африка
Географическое положение.
Особенности природы: климатические зоны, реки (Нил, Конго), озёра (Виктория, Чад).
Растительный и животный мир.
Население Африки: этнический состав, языки, религии.
Проблемы Африки: бедность, экология, политическая нестабильность.
Крупнейшие страны: Египет, Нигерия, ЮАР.
Особенности хозяйства: сельское хозяйство, добывающая промышленность, туризм.
3. Австралия и Океания
Географическое положение Австралии.
Особенности природы: пустыни, уникальный животный мир (кенгуру, коала), Великий Барьерный риф.
Население: коренное население (аборигены), миграция.
Хозяйство: сельское хозяйство, экспорт шерсти, туризм.
Особенности Океании: разнообразие островов, трудности развития малых государств.
4. Южная Америка
Географическое положение.
Природа: Амазонка, Анды, Патагония.
Климат и природные зоны.
Население: индейские народы, миграция, города (Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро).
Хозяйство: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, экспорт кофе и сои.
Крупнейшие страны: Бразилия, Аргентина, Чили.
5. Северная Америка
Географическое положение.
Природные зоны: тундра, тайга, степи, пустыни.
Реки (Миссисипи, Маккензи), Великие озёра.
Население: коренные народы, миграция, мегаполисы.
Уровень развития США и Канады.
Мексика как страна с переходной экономикой.
Хозяйство: высокие технологии, автомобильная промышленность, сельское хозяйство.
6. Евразия (чаще делят на несколько частей)
Западная Европа:
Высокий уровень урбанизации, развитие промышленности и услуг.
Ведущие страны: Германия, Франция, Великобритания.
Восточная Европа:
Переходная экономика, страны бывшего СССР.
Южная Азия:
Индия и её особенности: перенаселённость, кастовая система, высокотехнологичные отрасли.
Юго-Восточная Азия:
Экономические тигры, муссонный климат.
Восточная Азия:
Китай, Япония, Корея: контрасты в уровне развития, особенности культуры.
Центральная и Северная Азия:
Природные зоны, суровый климат, малонаселённость.
7. Антарктида
Географическое положение.
Особенности природы: ледяной покров, уникальные формы жизни.
Исследование континента.
Международный статус, научные станции.
🔬 Практические навыки, развиваемые в 7 классе:
Чтение и анализ физических и политических карт.
Умение описывать страну по плану: географическое положение, природа, население, хозяйство.
Сравнение стран по разным показателям.
Работа с атласом и контурной картой.
Проведение простейших исследований и проектов.
📌 Примерный план изучения стран:
Для каждой изучаемой страны или региона ученики обычно рассматривают:
Географическое положение (ГП)
Природные условия и ресурсы
Население (численность, состав, плотность, религия, города)
Хозяйство (сельское, промышленность, транспорт, туризм)
Проблемы и перспективы развития
🎓 Итоговые формы контроля:
Контрольные и тесты по материкам.
Географические диктанты.
Проекты и презентации о странах.
Работа с картой: нанесение географических объектов, составление характеристик.
Если ты скажешь, по какому именно учебнику ты учишься, я могу дать ещё более точную разбивку по темам, неделям и главам.