Задание №21 ЕГЭ по обществознанию — это задача на анализ конкретной ситуации, в которой нужно применить теоретические знания и аргументированно ответить на вопрос. Это один из самых сложных типов заданий, который проверяет умение анализировать социальные процессы, использовать теоретические концепции и делать выводы, основанные на фактах.
Структура задания №21
Задание выглядит так:
Вам дается описание какой-либо социальной ситуации или явления.
Вам нужно ответить на вопрос, связанный с этим явлением.
Ответ должен быть обоснован теоретическими знаниями из области обществознания.
Пример:
Дано описание конкретной ситуации: например, конфликт между работниками и руководством фирмы по поводу условий труда. Или же ситуация, в которой группа людей пытается изменить какую-то социальную норму, например, общественное отношение к каким-то социальным меньшинствам. Далее предлагается несколько вопросов, например: «Какую роль в этой ситуации играет социальная группа?» или «Какие социальные нормы нарушаются?»
Для успешного решения задачи важно:
Правильно понять ситуацию и выделить ключевые моменты.
Применить теоретические знания из области обществознания.
Аргументировать свой ответ с помощью конкретных примеров.
Шаги решения задания №21
Тщательно анализируем ситуацию
Прочитайте описание ситуации внимательно.
Подчеркните или отметьте ключевые элементы текста, такие как:
Социальные группы, участники конфликта или явления.
Социальные институты (например, семья, государство, образование, религия).
Социальные нормы и ценности, которые затронуты в ситуации.
Конфликты или противоречия.
Выделяем основные понятия
Определите, какие теоретические понятия и категории обществознания могут быть использованы в ответе. Например:
Социальные группы (молодёжь, трудовые коллективы, этнические группы и т. д.).
Социальные институции (государственные органы, органы власти, семья).
Социальные нормы (формальные и неформальные).
Типы социальных конфликтов (экономический, культурный, политический и т. д.).
Концепции социальной мобильности, стратификации, прав человека, социальной справедливости.
Сформулировать ответ
На основе анализа ситуации сформулируйте аргументированный ответ, исходя из того, какие теоретические положения или концепции можно применить.
Ответ должен быть логичным, последовательным, с использованием терминов и понятий из теории обществознания.
Подкрепите свой ответ примерами. Пример может быть как из общественной жизни, так и из истории или текущих событий.
Подтверждение теории примерами
Чем лучше вы умеете подкреплять теоретические концепции примерами, тем сильнее будет ваш ответ. Примеры могут быть:
Исторические события.
Проблемы, с которыми сталкиваются различные социальные группы в обществе.
Современные социальные тенденции и явления.
Примеры из личного опыта или опыта знакомых, если это уместно.
Выводы
Завершите ответ кратким выводом. Это поможет систематизировать мысли и показать, что вы правильно поняли суть вопроса и пришли к логическому заключению.
Пример решения задания №21
Задание:
В современном обществе часто обсуждается проблема дискриминации по отношению к женщинам в сфере трудовой занятости. Женщины сталкиваются с более низкими зарплатами, сложностями в продвижении по карьерной лестнице, а также с трудностями совмещения профессиональной деятельности и семейных обязанностей.
Вопрос: Какие социальные институты и группы участвуют в решении этой проблемы? Каковы возможные пути устранения дискриминации по признаку пола?
Решение:
Анализ ситуации:
В задаче описана ситуация, в которой женщины сталкиваются с дискриминацией в сфере трудовой занятости. Проблема связана с нарушением принципа социальной справедливости, равенства и прав человека. Это затрудняет карьерное развитие женщин и снижает их возможности в профессиональной сфере.Выделение ключевых понятий и социальных институтов:
Социальная группа: женщины как социальная группа, подвергающаяся дискриминации.
Социальные институты: трудовой рынок, государственные органы, институты образования и социального обеспечения, семьи.
Социальные нормы: нормы равенства и справедливости, принципы равенства прав и возможностей.
Половая дискриминация: явление, при котором женщины оказываются в невыгодном положении по сравнению с мужчинами.
Ответ:
Для решения проблемы дискриминации в сфере труда должны быть задействованы следующие социальные институты:Государство: обязано регулировать трудовое законодательство, внедрять и контролировать соблюдение законов, направленных на обеспечение равных прав женщин и мужчин на рынке труда (например, законы о равенстве в оплате труда, о защите от сексуальных домогательств).
Трудовые коллективы и работодатели: должны обеспечивать создание условий для карьерного роста женщин и равенства на рабочих местах, например, через систему поощрений, равные возможности для обучения и повышения квалификации.
Семья: в семьях должно быть перераспределение семейных обязанностей между мужчинами и женщинами, что позволит женщинам более полно реализовывать себя в профессиональной сфере.
Возможные пути устранения дискриминации:
Внедрение равных возможностей для женщин и мужчин на всех уровнях трудовой сферы.
Продвижение равенства в образовании и на рабочем месте, улучшение условий для женщин с детьми, расширение программ по поддержке матерей в трудовом процессе.
Применение законодательства, запрещающего дискриминацию по признаку пола и продвижение культурных изменений через медиа и образование.
Вывод:
Решение проблемы дискриминации требует комплексного подхода с участием всех социальных институтов: государства, работодателей, семей и образовательных учреждений. Важно изменить как законодательные, так и культурные установки, чтобы устранить преграды на пути к равенству женщин и мужчин на рынке труда.
Рекомендации по подготовке:
Изучайте ключевые теоретические концепции, такие как социальные группы, конфликты, нормы и институты.
Читайте актуальные статьи и исследования по современным проблемам общества, чтобы быть в курсе того, что происходит в реальном мире.
Практикуйтесь в решении подобных задач, чтобы научиться выделять важные элементы ситуации и аргументировать свою точку зрения.
Эти шаги помогут вам успешно подготовиться к заданию №21 ЕГЭ по обществознанию и уверенно отвечать на него на экзамене.