как решать 21 задание егэ по обществознанию

Задание №21 ЕГЭ по обществознанию — это задача на анализ конкретной ситуации, в которой нужно применить теоретические знания и аргументированно ответить на вопрос. Это один из самых сложных типов заданий, который проверяет умение анализировать социальные процессы, использовать теоретические концепции и делать выводы, основанные на фактах.

Структура задания №21

Задание выглядит так:

  • Вам дается описание какой-либо социальной ситуации или явления.

  • Вам нужно ответить на вопрос, связанный с этим явлением.

  • Ответ должен быть обоснован теоретическими знаниями из области обществознания.

Пример:
Дано описание конкретной ситуации: например, конфликт между работниками и руководством фирмы по поводу условий труда. Или же ситуация, в которой группа людей пытается изменить какую-то социальную норму, например, общественное отношение к каким-то социальным меньшинствам. Далее предлагается несколько вопросов, например: «Какую роль в этой ситуации играет социальная группа?» или «Какие социальные нормы нарушаются?»

Для успешного решения задачи важно:

  1. Правильно понять ситуацию и выделить ключевые моменты.

  2. Применить теоретические знания из области обществознания.

  3. Аргументировать свой ответ с помощью конкретных примеров.

Шаги решения задания №21

  1. Тщательно анализируем ситуацию

    • Прочитайте описание ситуации внимательно.

    • Подчеркните или отметьте ключевые элементы текста, такие как:

      • Социальные группы, участники конфликта или явления.

      • Социальные институты (например, семья, государство, образование, религия).

      • Социальные нормы и ценности, которые затронуты в ситуации.

      • Конфликты или противоречия.

  2. Выделяем основные понятия

    • Определите, какие теоретические понятия и категории обществознания могут быть использованы в ответе. Например:

      • Социальные группы (молодёжь, трудовые коллективы, этнические группы и т. д.).

      • Социальные институции (государственные органы, органы власти, семья).

      • Социальные нормы (формальные и неформальные).

      • Типы социальных конфликтов (экономический, культурный, политический и т. д.).

      • Концепции социальной мобильности, стратификации, прав человека, социальной справедливости.

  3. Сформулировать ответ

    • На основе анализа ситуации сформулируйте аргументированный ответ, исходя из того, какие теоретические положения или концепции можно применить.

    • Ответ должен быть логичным, последовательным, с использованием терминов и понятий из теории обществознания.

    • Подкрепите свой ответ примерами. Пример может быть как из общественной жизни, так и из истории или текущих событий.

  4. Подтверждение теории примерами

    • Чем лучше вы умеете подкреплять теоретические концепции примерами, тем сильнее будет ваш ответ. Примеры могут быть:

      • Исторические события.

      • Проблемы, с которыми сталкиваются различные социальные группы в обществе.

      • Современные социальные тенденции и явления.

      • Примеры из личного опыта или опыта знакомых, если это уместно.

  5. Выводы

    • Завершите ответ кратким выводом. Это поможет систематизировать мысли и показать, что вы правильно поняли суть вопроса и пришли к логическому заключению.

Пример решения задания №21

Задание:
В современном обществе часто обсуждается проблема дискриминации по отношению к женщинам в сфере трудовой занятости. Женщины сталкиваются с более низкими зарплатами, сложностями в продвижении по карьерной лестнице, а также с трудностями совмещения профессиональной деятельности и семейных обязанностей.

Вопрос: Какие социальные институты и группы участвуют в решении этой проблемы? Каковы возможные пути устранения дискриминации по признаку пола?

Решение:

  1. Анализ ситуации:
    В задаче описана ситуация, в которой женщины сталкиваются с дискриминацией в сфере трудовой занятости. Проблема связана с нарушением принципа социальной справедливости, равенства и прав человека. Это затрудняет карьерное развитие женщин и снижает их возможности в профессиональной сфере.

  2. Выделение ключевых понятий и социальных институтов:

    • Социальная группа: женщины как социальная группа, подвергающаяся дискриминации.

    • Социальные институты: трудовой рынок, государственные органы, институты образования и социального обеспечения, семьи.

    • Социальные нормы: нормы равенства и справедливости, принципы равенства прав и возможностей.

    • Половая дискриминация: явление, при котором женщины оказываются в невыгодном положении по сравнению с мужчинами.

  3. Ответ:
    Для решения проблемы дискриминации в сфере труда должны быть задействованы следующие социальные институты:

    • Государство: обязано регулировать трудовое законодательство, внедрять и контролировать соблюдение законов, направленных на обеспечение равных прав женщин и мужчин на рынке труда (например, законы о равенстве в оплате труда, о защите от сексуальных домогательств).

    • Трудовые коллективы и работодатели: должны обеспечивать создание условий для карьерного роста женщин и равенства на рабочих местах, например, через систему поощрений, равные возможности для обучения и повышения квалификации.

    • Семья: в семьях должно быть перераспределение семейных обязанностей между мужчинами и женщинами, что позволит женщинам более полно реализовывать себя в профессиональной сфере.

    Возможные пути устранения дискриминации:

    • Внедрение равных возможностей для женщин и мужчин на всех уровнях трудовой сферы.

    • Продвижение равенства в образовании и на рабочем месте, улучшение условий для женщин с детьми, расширение программ по поддержке матерей в трудовом процессе.

    • Применение законодательства, запрещающего дискриминацию по признаку пола и продвижение культурных изменений через медиа и образование.

  4. Вывод:
    Решение проблемы дискриминации требует комплексного подхода с участием всех социальных институтов: государства, работодателей, семей и образовательных учреждений. Важно изменить как законодательные, так и культурные установки, чтобы устранить преграды на пути к равенству женщин и мужчин на рынке труда.

Рекомендации по подготовке:

  • Изучайте ключевые теоретические концепции, такие как социальные группы, конфликты, нормы и институты.

  • Читайте актуальные статьи и исследования по современным проблемам общества, чтобы быть в курсе того, что происходит в реальном мире.

  • Практикуйтесь в решении подобных задач, чтобы научиться выделять важные элементы ситуации и аргументировать свою точку зрения.

Эти шаги помогут вам успешно подготовиться к заданию №21 ЕГЭ по обществознанию и уверенно отвечать на него на экзамене.

Scroll to Top

Карта сайта