Примеры с модулем — это задания, которые часто встречаются в 6 классе и требуют понимания понятий «модуль числа» и «модуль выражения». Модуль (или абсолютная величина) числа обозначается как ∣x∣|x|, где xx — это число, а сам модуль показывает, на сколько это число удалено от нуля на числовой оси, без учета знака.
1. Что такое модуль числа?
Модуль числа ∣x∣|x| равен:
xx, если x≥0x geq 0,
−x-x, если x<0x < 0.
Примеры:
∣5∣=5|5| = 5, потому что 5≥05 geq 0,
∣−5∣=5|-5| = 5, потому что −5<0-5 < 0,
∣0∣=0|0| = 0, потому что 00 не отрицательное.
2. Модуль выражения
Когда модуль стоит перед выражением, то нужно обязательно учитывать результат выражения внутри модуля и затем взять его абсолютную величину.
Пример:
∣−3+7∣=∣4∣=4| -3 + 7 | = | 4 | = 4
Здесь мы сначала вычислили, что −3+7=4-3 + 7 = 4, а потом взяли модуль 4, который равен 4.
3. Как решать примеры с модулем?
Для примеров с модулем важно понять, что внутри модуля всегда нужно работать с числом так, как оно есть, а сам модуль просто «обнуляет» знак, делая его положительным.
Пример 1:
∣3−8∣| 3 — 8 |
Сначала решаем выражение внутри модуля:
3−8=−53 — 8 = -5
Теперь берем модуль числа −5-5:
∣−5∣=5|-5| = 5
Ответ: 55.
Пример 2:
∣−4+6∣| -4 + 6 |
Сначала решаем выражение внутри модуля:
−4+6=2-4 + 6 = 2
Модуль числа 22 равен:
∣2∣=2|2| = 2
Ответ: 22.
Пример 3:
∣−10∣−5| -10 | — 5
Сначала считаем модуль −10-10:
∣−10∣=10|-10| = 10
Затем вычитаем 5:
10−5=510 — 5 = 5
Ответ: 55.
Пример 4:
∣−3⋅4∣+2| -3 cdot 4 | + 2
Сначала считаем произведение:
−3⋅4=−12-3 cdot 4 = -12
Теперь берем модуль числа −12-12:
∣−12∣=12|-12| = 12
И прибавляем 2:
12+2=1412 + 2 = 14
Ответ: 1414.
Пример 5:
∣7−10∣+∣−2⋅3∣| 7 — 10 | + | -2 cdot 3 |
Сначала считаем выражение внутри первого модуля:
7−10=−37 — 10 = -3
Модуль −3-3 равен:
∣−3∣=3|-3| = 3
Теперь считаем выражение внутри второго модуля:
−2⋅3=−6-2 cdot 3 = -6
Модуль −6-6 равен:
∣−6∣=6|-6| = 6
Сложим полученные результаты:
3+6=93 + 6 = 9
Ответ: 99.
4. Важные моменты при решении:
Внимание на знаки! Когда внутри модуля выражение отрицательное, модуль всегда превращает его в положительное. Поэтому важно сначала вычислить выражение, а затем применять модуль.
Порядок действий: Сначала вычисляем выражения внутри модуля, а потом применяем модуль. Важно помнить, что операции внутри модуля не должны менять знак, только приводят к положительному числу, если результат был отрицательным.
Применение модуля при операциях: Если в выражении встречается модуль, то следите, чтобы все операции выполнялись строго по порядку (сначала вычисления внутри модуля, потом само действие).
5. Задания с несколькими модулями
Примеры с несколькими модулями — это просто последовательность действий с каждым из них. Работайте по аналогии с предыдущими примерами, внимательно считая и учитывая результаты выражений внутри каждого модуля.
Пример:
∣−5+3∣⋅∣2−7∣| -5 + 3 | cdot | 2 — 7 |
Сначала считаем выражение внутри первого модуля:
−5+3=−2-5 + 3 = -2
Модуль −2-2 равен:
∣−2∣=2|-2| = 2
Затем считаем выражение внутри второго модуля:
2−7=−52 — 7 = -5
Модуль −5-5 равен:
∣−5∣=5|-5| = 5
Умножаем результаты:
2⋅5=102 cdot 5 = 10
Ответ: 1010.
Итог
Основная идея решения примеров с модулем — это понять, что модуль «игнорирует» знак числа и всегда делает его положительным. Важно правильно применять модуль к каждому числу или выражению внутри него и последовательно выполнять все вычисления.
Если есть ещё какие-то примеры или вопросы, с удовольствием помогу разобраться!