Динамическая транспортная задача с задержками (ДТЗ) — это обобщённая модель классической транспортной задачи, в которой помимо обычных затрат на перевозку товаров от источников к пунктам назначения учитываются дополнительные временные задержки, вызванные специфическими условиями транспортной сети (например, время на загрузку/выгрузку, движение по дорогам с ограничениями и т.д.). Задача может быть решена в динамическом контексте, где временные характеристики варьируются с течением времени. В такой задаче целевая функция может включать различные затраты, но не все расходы обязательно попадают в неё. Чтобы дать максимально развернутый ответ, нужно рассмотреть, какие именно затраты не входят в целевую функцию динамической транспортной задачи с задержками.
1. Задержки, не связанные с транспортировкой
Целевая функция обычно ориентирована на минимизацию затрат, связанных с перемещением товаров, но не обязательно включает в себя все виды задержек. Например, следующие виды задержек могут не учитывать в целевой функции:
Задержки на складах или пунктах распределения. Это временные потери, связанные с загрузкой и выгрузкой товаров, а также с временем, необходимым для обработки товаров на складе. Эти затраты могут быть важны для планирования логистики, но обычно они не учитываются в классической целевой функции динамической транспортной задачи, если только эти задержки не влияют на стоимость перевозки.
Задержки на границах или в пунктах таможни. В случае международных перевозок задержки на границе могут значительно влиять на время транспортировки, но не всегда учитываются в целевой функции, если задача не ориентирована на оптимизацию временных затрат, а только на минимизацию финансовых или материальных расходов.
2. Переменные, не относящиеся к перевозке (не связанные с временем или расстоянием)
В стандартных задачах с задержками целевая функция часто фокусируется на затратах, напрямую связанных с транспортировкой (например, стоимость топлива, стоимости перевозки и т.д.). Однако некоторые переменные могут не входить в её состав:
Амортизация транспортных средств. Затраты на амортизацию и эксплуатацию транспортных средств (которые могут зависеть от времени или километража) могут быть важны для более точной модели, но не всегда включаются в целевую функцию, если основная цель — минимизация затрат на перемещение товаров.
Страхование транспортных средств и грузов. Эта статья расходов может быть важна для более полной модели, но она не всегда включается в целевую функцию задачи, если она направлена только на оптимизацию затрат, непосредственно связанных с перемещением грузов.
3. Затраты, связанные с запасами и производственными циклами
Затраты на хранение товаров на складах. Эти расходы могут включать аренду складских помещений, оплату труда работников склада, а также другие операционные расходы, связанные с поддержанием запасов. Они могут оказывать влияние на общие затраты логистической системы, но не всегда включаются в целевую функцию транспортной задачи с задержками, если задача сфокусирована исключительно на оптимизации маршрутов и перевозок.
Затраты, связанные с производственными циклами. Иногда в рамках транспортной задачи учитываются только затраты на перевозку товаров от пункта А в пункт Б, но не учитываются затраты на производство и обработку товаров. Например, затраты на производство (материальные затраты, затраты на труд) или на времени обработки на каждом из этапов могут не входить в целевую функцию.
4. Инфраструктурные затраты
Затраты на улучшение инфраструктуры. Это может включать строительство или модернизацию дорог, путей, терминалов и т.д. Эти затраты могут быть важны для анализа эффективности транспортной сети в долгосрочной перспективе, но они не всегда попадают в целевую функцию динамической транспортной задачи, особенно если речь идет о краткосрочной или оперативной оптимизации.
Затраты на поддержание инфраструктуры. Например, расходы на техническое обслуживание дорог, моста или других объектов инфраструктуры, которые не имеют прямого отношения к времени или стоимости транспортировки, могут не учитываться в целевой функции задачи.
5. Влияние на экологию и устойчивое развитие
Загрязнение окружающей среды. В некоторых моделях логистики и транспортных задач учитываются экологические факторы, такие как выбросы CO2, загрязнение воздуха, но в классической модели динамической транспортной задачи с задержками такие факторы, как правило, не включаются в целевую функцию, если они не являются основной целью оптимизации.
Энергетические потери. Затраты на топливо или электричество, связанные с особенностями транспортных средств (например, разница в потреблении энергии в зависимости от типа транспортного средства) могут не учитываться, если основная цель — минимизация временных затрат или транспортных расходов.
6. Непрямые затраты
Некоторые затраты, хотя и могут быть важными для общей модели, но не связаны с непосредственным процессом транспортировки и часто не входят в целевую функцию задачи:
Общие административные расходы. Это затраты на управление логистическими процессами, ведение документации, планирование маршрутов и другие административные расходы, которые могут быть важными для общего анализа, но они не включаются в целевую функцию задачи по оптимизации перевозок.
Риски и непредвиденные события. Например, риск повреждения груза или автомобильной аварии. Эти затраты могут учитываться в более сложных моделях, включающих управление рисками, но не всегда входят в целевую функцию базовой динамической транспортной задачи.
7. Когнитивные и поведенческие факторы
Иногда, особенно в моделях, где задействованы люди (например, водители, операторы), в целевую функцию могут не попасть:
Психологические факторы, влияющие на работу водителей. Такие затраты, как усталость, стресс или другие поведенческие факторы, могут влиять на скорость перевозки, но не всегда включаются в математическую модель.
Время на перерывы и отдых водителей. Эти задержки могут быть существенными для реальных операций, но в классических моделях транспортной задачи они часто не рассматриваются, поскольку задача ориентирована на оптимизацию процессов, связанных только с доставкой товара.
Заключение
Таким образом, в целевую функцию динамической транспортной задачи с задержками обычно не включаются затраты, которые не имеют прямого отношения к транспортировке и её основным характеристикам (время, расстояние, стоимость перевозки). Задержки, связанные с производственными, административными или инфраструктурными аспектами, как правило, остаются за пределами такой модели, если только они не оказывают прямого влияния на оптимизацию перевозок или не являются частью более сложной задачи, где эти факторы играют ключевую роль.