как делать синтаксический разбор предложения 5 класс

Синтаксический разбор предложения — это процесс анализа структуры предложения, его составных частей (слов и их связей). В 5 классе это важный шаг для понимания того, как правильно строятся предложения, какие элементы в них участвуют и как они взаимодействуют.

Шаги синтаксического разбора:

  1. Определение типа предложения
    Первым делом нужно понять, о каком типе предложения идет речь. Это может быть:

    • Повествовательное (что-то рассказывающее): Он пошел в магазин.

    • Вопросительное (задающее вопрос): Ты прочитал книгу?

    • Побудительное (приказывающее или побуждающее к действию): Закрой окно!

  2. Нахождение главных членов предложения
    Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое. Важно уметь их выделить, так как это основа предложения.

    • Подлежащее — это кто? что? (субъект предложения).
      Например: Петя играет в футбол. Здесь Петя — подлежащее, потому что это тот, кто выполняет действие.

    • Сказуемое — это что делает, что с ним? (предикат).
      Например: Петя играет в футбол. Здесь играет — сказуемое, так как это действие, которое выполняет подлежащее (Петя).

  3. Определение второстепенных членов предложения
    Второстепенные члены — это те слова, которые не являются обязательными для грамматической структуры предложения, но уточняют или дополняют основное содержание. Это могут быть:

    • Дополнение (отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? кого? чего?): Я написал письмо. — «письмо» — дополнение.

    • Определение (отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?): Он читал интересную книгу. — «интересную» — определение.

    • Обстоятельство (отвечает на вопросы где? когда? как? зачем? почему?): Мы пошли в парк утром. — «утром» — обстоятельство.

  4. Построение схемы предложения
    Когда выделены главные и второстепенные члены, можно начать рисовать схему. В схеме обычно используют такие знаки:

    • Прямые линии для подлежащего и сказуемого.

    • Кривые линии или подвесные черты для второстепенных членов.

    Пример:
    Маша (подлежащее) купила (сказуемое) красивую (определение) книгу (дополнение).
    Схема будет:

    • Маша — линия

    • купила — линия

    • красивую — линия (кривая, соединяющая с «книгу»)

    • книгу — линия (кривая, соединяющая с «купила»)

  5. Выделение интонации и пауз
    Иногда важно учесть, как звучит предложение, особенно если оно сложное. Здесь важны:

    • Запятые — для разделения частей предложения.

    • Вопросительные знаки — для вопросов.

    • Восклицательные знаки — для выражения эмоций.

Пример синтаксического разбора:

Возьмем пример предложения:

Мальчик быстро бегал по двору.

  1. Тип предложения: Это повествовательное предложение.

  2. Главные члены:

    • Подлежащее: Мальчик (кто?).

    • Сказуемое: бегал (что делал?).

  3. Второстепенные члены:

    • Обстоятельство: быстро (как?).

    • Обстоятельство: по двору (где?).

  4. Схема:
    Мальчик — бегал — быстро (обстоятельство) — по двору (обстоятельство).

Подробности по каждому элементу:

  1. Подлежащее (кто? что?)
    Это всегда существительное или местоимение, которое выполняет действие или о котором говорится в предложении. В примере Мальчик — подлежащее. Обычно это существительное в именительном падеже.

  2. Сказуемое (что делать? что происходит?)
    Это глагол или связка с глаголом, обозначающая действие или состояние. В примере бегал — глагол, указывающий на действие. Сказуемое бывает простым (один глагол) или составным (составляется из вспомогательных глаголов).

  3. Дополнение (кого? что? кому? чего?)
    Это слово, которое указывает на объект действия. В данном предложении нет дополнения, так как глагол «бегал» не требует дополнительного объекта.

  4. Определение (какой? какая? какое? какие?)
    Это слово, которое описывает существительное, уточняя его признаки. В примере быстро — это наречие, которое описывает, как именно бегал мальчик.

  5. Обстоятельство (где? когда? как? почему?)
    Это слово или группа слов, которые объясняют, где, когда или каким образом происходит действие. В нашем примере по двору — обстоятельство, которое указывает, где бегал мальчик.

Практическое задание для закрепления:

Попробуйте разобрать это предложение:
Лиса хитро пробежала через лес.

  1. Определите, какое это предложение.

  2. Найдите подлежащее и сказуемое.

  3. Выделите второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

  4. Постройте схему.

Если хотите, я могу помочь разобрать это предложение и объяснить каждый шаг!

Scroll to Top

Карта сайта