что из перечисленного согласно фоме аквинскому может быть познано разумом

Томас Аквинский, великий философ и теолог XIII века, в своей философской системе старался синтезировать идеи Аристотеля и христианского богословия. Он утверждал, что существует два основных способа познания истины: с помощью разума и с помощью откровения. По его мнению, разум способен познавать определенные аспекты мира, тогда как откровение раскрывает нам божественные истины, которые недоступны чисто рациональному познанию.

1. Что может быть познано разумом по Фоме Аквинскому?

Аквинский разделяет познание на два типа:

  • Чисто философское познание — познание с помощью разума, которое доступно каждому человеку.

  • Божественное откровение — познание, которое невозможно получить с помощью разума и которое открывается через священные писания, пророков и другие божественные источники.

1.1. Реальность как таковая

По мнению Аквинского, разум способен познавать существование мира. Мир внешних объектов и явлений доступен человеческому разуму через ощущение, воображение, память и интеллект. То есть, разум человека способен наблюдать и анализировать мир, из чего выводить определенные логические заключения.

  • Физическая реальность: Аквинский, как и Аристотель, утверждает, что разум способен познавать физическую реальность, основываясь на ощущениях. Из ощущений человек составляет концепты, обрабатывает их через интуицию и логическое мышление.

  • Причинность и порядок: Разум может наблюдать закономерности в природе, познавать причинно-следственные связи. Так, например, человек может понять, что каждое явление в мире имеет свою причину, и эта цепочка причин и следствий может быть прослежена с помощью разума.

  • Законы природы: Аквинский утверждает, что законы природы, такие как законы движения, тяготения и другие, могут быть познаны с помощью разума. Здесь он следует принципу, что разум — это инструмент для исследования того, как мир устроен.

1.2. Бог и доказательства его существования

Аквинский, хотя и говорил, что полное познание Бога невозможно для человека, полагал, что существование Бога может быть доказано разумом. Он предложил пять «доказательств» существования Бога (космологическое доказательство, телеологическое, моральное, онтологическое и нравственное). Все эти доказательства, хотя и имеют теологический оттенок, основаны на рациональном анализе мира и его явлений.

Вот, например, его аргумент «первопричины»: мир, по мнению Аквинского, требует объяснения своей причины. Этот процесс не может быть бесконечным, и должен быть кто-то, кто стал бы первой причиной, самой собой существующей, что и есть Бог.

1.3. Моральные принципы

Хотя моральная истина в христианской теологии часто понимается как откровение, Аквинский, как и Аристотель, считал, что некоторые моральные законы могут быть познаны разумом. Он делил эти законы на естественные, которые являются частью человеческой природы и могут быть поняты с помощью разума, и божественные, которые требуют откровения.

  • Естественные законы: Аквинский верил, что люди могут постигать основные моральные принципы через использование разума, такие как закон о справедливости, правде, честности, и даже моральных обязанностях перед другими людьми.

  • Нравственные добродетели: Человек способен с помощью разума постигать и практиковать такие добродетели, как умеренность, мужество и благоразумие, что является частью его природной способности жить в гармонии с природой и обществом.

1.4. Этика и правосудие

Аквинский писал о естественном праве, которое человек может постигать с помощью разума. Естественное право является тем универсальным законом, который присущ всему человечеству, и который может быть познан через использование разума. Это право предписывает человеку жить в соответствии с разумом и вести справедливую жизнь.

2. Ограничения разума и необходимость откровения

Аквинский, однако, признавал, что разум не способен понять всё, особенно те вопросы, которые касаются сверхъестественных аспектов, таких как Бог, спасение, жизнь после смерти. Например:

  • Божественная сущность: Разум не может полностью понять сущность Бога. Аквинский утверждает, что человек может познать Бога лишь через доказательства его существования, но в полной мере он остается скрытым для человеческого разума.

  • Тайны веры: Теологические истины, такие как Троица, искупление, воскресение мертвых — это такие истины, которые для человеческого разума могут оставаться загадкой. Эти истины могут быть приняты только через откровение, а не через рациональное исследование.

  • Моральные заповеди: Некоторые моральные заповеди, такие как заповедь любить Бога всем сердцем, также не могут быть поняты с помощью чисто рационального анализа.

3. Синтез разума и веры

Фома Аквинский был сторонником гармонии между разумом и верой. Он утверждал, что разум и вера не противоречат друг другу, а дополняют. Разум помогает человеку постигать мир, а вера открывает высшие, божественные истины. Таким образом, не все, что человек может познать с помощью разума, является полной истиной, но все то, что разум может понять, имеет значение в контексте истинного познания Бога.

Заключение

Таким образом, Фома Аквинский считал, что разум может познавать множество вещей: от физических законов природы до моральных принципов и даже существование Бога. Однако для более глубоких теологических и духовных истин необходимо откровение, поскольку разум ограничен в своем понимании высших божественных реалий.

Scroll to Top

Карта сайта