Конечно! Раскрасить (то есть текстурировать или задать материалы) модель в Blender — задача многоступенчатая, но я подробно расскажу весь процесс с самого начала. Буду исходить из того, что у тебя есть готовая 3D-модель, и ты хочешь её покрасить и сделать реалистичной или стилизованной.
Подробный гайд по раскрашиванию модели в Blender
1. Подготовка модели
Перед тем как приступить к раскрашиванию, убедись, что модель готова:
Модель должна иметь UV-развёртку (UV Unwrap) — это проекция 3D-модели на 2D-плоскость, чтобы можно было рисовать текстуры.
Модель должна быть очищена от лишних вершин и нормалей (можно сделать Recalculate Normals, Remove Doubles и т.п.).
2. UV-развёртка модели
Что такое UV-развёртка?
Это способ «развернуть» поверхность 3D-модели в плоскую 2D-карту. Текстура — это плоское изображение, а UV позволяет сопоставить части модели с частями текстуры.
Как сделать UV-развёртку:
Выдели объект в Object Mode, затем переключись в Edit Mode (Tab).
Выдели все (A).
В меню сверху выбери: UV → Unwrap или нажми
U
и выбери способ развёртки:Unwrap — самый универсальный метод, если модель хорошо размечена швами.
Smart UV Project — автоматический быстрый вариант.
Cube Projection, Sphere Projection — для простых объектов.
Чтобы швы работали корректно, можно заранее поставить их вручную:
Выдели ребра, которые будут швами (как складки), нажми
Ctrl+E → Mark Seam
.Затем
U → Unwrap
.
В окне UV Editor появится развертка твоей модели.
3. Создание материалов и текстур
Шаг 1: Создать новый материал
Переключись в вкладку Material Properties (значок шара в правой панели).
Нажми New — создастся новый материал.
По умолчанию в Blender используется шейдер Principled BSDF — универсальный PBR-шейдер, который хорошо подходит для реалистичных материалов.
Шаг 2: Применение текстуры
Открой Shader Editor (вкладка внизу или окно можно переключить через меню).
Убедись, что выбран твой объект и материал.
Добавь текстурный узел:
Нажми
Shift + A → Texture → Image Texture
.Подключи выход Color узла Image Texture к входу Base Color шейдера Principled BSDF.
Нажми Open и выбери файл с текстурой (если есть).
Если текстуры нет, можно нарисовать её самостоятельно прямо в Blender или в внешнем редакторе.
4. Рисование текстур прямо в Blender (Texture Painting)
Blender позволяет рисовать текстуры прямо на модели.
Подготовка:
Создай новую пустую текстуру:
В UV Editor нажми New Image.
Задай разрешение (например, 2048×2048).
В Shader Editor в Image Texture добавь эту пустую текстуру и подключи к Base Color.
Переключись в режим Texture Paint (вверху окна, рядом с Object Mode и Edit Mode).
Используй кисти для рисования:
Цвет выбирается в панели слева.
Можно менять размер кисти, жесткость, режим смешивания и т.д.
Текстура сразу будет отображаться на модели.
5. Использование узлов (Node-based workflow)
Blender мощно работает с материалами через узлы.
Ты можешь добавлять узлы Noise Texture, Mix Shader, Bump, Normal Map и много других для создания реалистичных поверхностей.
Например, можно добавить узел Bump и подключить к нему черно-белую карту, чтобы создать эффект рельефа.
6. Создание дополнительных карт (Normal, Roughness, Specular и т.п.)
Чтобы сделать материал более реалистичным, кроме базового цвета (Diffuse/Base Color) нужны:
Normal map — имитирует мелкие детали рельефа.
Roughness map — показывает, насколько поверхность глянцевая.
Specular map — отражательная способность.
Ambient Occlusion (AO) — затемнения.
В Shader Editor для каждого типа карты нужно добавить отдельный узел Image Texture и подключить к соответствующему входу Principled BSDF.
7. Рендеринг и проверка результата
Переключись на Rendered Viewport (
Z
→ Rendered) для просмотра результата в реальном времени с освещением.Настрой свет и камеру.
Можно сделать финальный рендер (F12).
Резюме: Пошагово
Проверь модель и сделай UV-развёртку.
Создай материал и назначь его модели.
Добавь или создай текстуру (внешнюю или нарисуй прямо в Blender).
Подключи текстуру к шейдеру через узлы.
Добавь дополнительные карты для реалистичности.
Используй Texture Paint для доработки или создания текстуры.
Проверь результат в Rendered View и сделай рендер.
Если хочешь, могу рассказать подробнее про конкретный этап (например, настройку шейдеров, рисование в Blender или создание UV). Какой вариант тебе интереснее?