В курсе основной школы (с 5 по 9 классы) изучение выражений охватывает несколько основных категорий, включая алгебраические, логические и числовые выражения, а также их преобразования и свойства. Рассмотрим все эти темы более подробно.
1. Числовые выражения
Числовыми выражениями называют комбинации чисел и математических операций (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, извлечение корня и другие). В основном школьном курсе рассматриваются выражения, содержащие:
Простые операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Например: 5+35 + 3, 10−410 — 4, 7×67 times 6, 20÷520 div 5.
Сложные операции: выражения, которые включают несколько операций с применением правил приоритетов (сначала выполняются умножение и деление, затем сложение и вычитание). Например: 3+5×23 + 5 times 2, (7+2)÷3(7 + 2) div 3.
Возведение в степень и извлечение корня: такие выражения изучаются начиная с 7-8 класса, например 232^3 (возведение в степень) и 16sqrt{16} (квадратный корень).
2. Алгебраические выражения
Алгебраическими выражениями называют выражения, которые содержат переменные (буквы), числа и математические операции. В 7-9 классе рассматриваются следующие типы алгебраических выражений:
Линейные выражения: такие выражения содержат переменные первой степени (без степеней больше 1), например, 3x+73x + 7, 2y−42y — 4.
Квадратичные выражения: выражения, где переменная возводится в квадрат, например, x2+5x+6x^2 + 5x + 6, 2×2−3x+42x^2 — 3x + 4.
Рациональные выражения: дроби, в числителе или знаменателе которых находятся полиномы, например, 2x+1x−3frac{2x + 1}{x — 3}.
Многочлены: выражения, содержащие несколько членов, например, 4×3+2×2−3x+74x^3 + 2x^2 — 3x + 7.
Среди задач, решаемых с помощью этих выражений, важными являются:
Приведение подобных членов: например, упрощение выражений типа 3x+2x3x + 2x.
Решение уравнений: это может быть решение линейных уравнений (например, 3x+2=113x + 2 = 11) или более сложных уравнений с квадратными выражениями.
Факториализация и разложение на множители: например, разложение выражения x2−9x^2 — 9 на множители как (x−3)(x+3)(x — 3)(x + 3).
3. Логические выражения
В старших классах начинают изучать логические выражения, которые используются для анализа и решения задач с логикой и множествами. Основные понятия:
Логические операции: И (конъюнкция), ИЛИ (дизъюнкция), НЕ (отрицание), импликация и эквивалентность.
Таблицы истинности: используются для анализа логических выражений, чтобы понять их поведение при разных значениях входных переменных.
Применение в алгебре логики: работа с логическими выражениями помогает в решении задач на преобразования формул и доказательства их истинности или ложности.
4. Формулы и выражения в геометрии
Геометрические выражения включают использование алгебраических и числовых выражений для нахождения площадей, объемов, длин, углов и других параметров геометрических фигур.
Площадь и периметр прямоугольника, треугольника, круга: например, площадь прямоугольника S=a×bS = a times b, где aa и bb — длины сторон.
Площадь треугольника через полупериметр: например, формула Герона для площади треугольника.
Объемы геометрических тел: например, объем куба V=a3V = a^3, объем цилиндра V=πr2hV = pi r^2 h.
5. Производные и интуитивные представления
На более поздних этапах школьного курса, особенно в 9 классе, начинают рассматривать элементы анализа (неформально):
Скорость изменения (или производная) функции. Например, как изменение одного параметра (например, цены на товар) зависит от другого.
Графики функций: определение, что такое график линейной или квадратичной функции, нахождение пересечений с осями координат.
6. Рациональные и иррациональные выражения
Школьники изучают выражения, которые включают как рациональные, так и иррациональные числа:
Рациональные числа: числа, которые могут быть представлены в виде дроби abfrac{a}{b}, где aa и bb — целые числа, а b≠0b neq 0.
Иррациональные числа: числа, которые не могут быть записаны в виде дроби, например 2sqrt{2}, πpi.
Также школьники изучают преобразование таких выражений, например, преобразование радикалов или умножение/деление с иррациональными числами.
7. Тригонометрические выражения
В 8-9 классах начинается введение в тригонометрию:
Основные тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс. Знакомство с их значениями для углов в градусах и радианах.
Применение тригонометрических выражений: например, нахождение длины стороны в прямоугольном треугольнике с использованием теоремы Пифагора и тригонометрических функций.
8. Модуль числа
Модуль числа ∣x∣|x| — это выражение, которое показывает расстояние от числа до нуля на числовой прямой. Примеры:
∣5∣=5|5| = 5
∣−3∣=3|-3| = 3
Модуль используется для решения задач с абсолютными величинами, а также для работы с неравенствами.
Заключение
В курсе основной школы особое внимание уделяется обучению преобразованию выражений, решению уравнений, упрощению и анализу различных типов выражений — от простых числовых до сложных алгебраических и геометрических. Учебный процесс основывается на понимании структуры выражений, их свойствах и возможностях упрощения или преобразования для получения более простых и понятных решений.
Основной акцент делается на развитие логического и аналитического мышления у школьников, а также на применении полученных знаний в решении реальных задач.