В пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» вся суть заключается в том, что действия, происходящие в городе, являются результатом страха и недоумения, вызванного появлением подозрительного человека, которого все принимают за ревизора. Однако, несмотря на это, Гоголь демонстрирует, как в конечном итоге правда о настоящем статусе Хлестакова вскрывается. Давайте разберем, как именно это происходит и почему все в городе в конечном итоге понимают, что он не настоящий ревизор.
1. Психология города
Для начала стоит понять, что город, в котором происходит действие пьесы, полностью поглощён страхом перед властью. Все местные чиновники, от мэра до простых служащих, боятся, что они могут быть разоблачены в своих пороках — коррупции, взяточничестве, некомпетентности. Этим страхом они и живут. Именно поэтому появление Хлестакова, даже не имеющего никакого реального отношения к ревизии, вызывает такую бурю действий и тревоги.
Когда чиновники слышат, что он может быть ревизором, они буквально начинают сходить с ума от страха. Они хотят всячески угодить ему, чтобы избежать наказания за свои преступления. Но всё это является результатом суеверий, предрассудков и слабости воли.
2. Ожидания и иллюзии
На протяжении всей пьесы Хлестаков не имеет никакого официального статуса ревизора, и даже не может быть назван компетентным человеком в этой роли. Он — обычный безработный молодой человек с напыщенным самолюбием и склонностью к выдумке. Однако его отсутствие знаний и власти никто не замечает, потому что в умах жителей города уже существует определённая картина ревизора как грозной личности. Поначалу, даже если Хлестаков что-то и скажет нелепое, его воспринимают как фигуру, которая может всё изменить.
3. Страх и подчинение чиновников
Чиновники ведут себя как угодники, и этот страх перед возможным наказанием становится главной движущей силой. Мэр и его подчиненные начинают подстраиваться под Хлестакова, предлагая ему подарки, устраивая банкеты, показывая свою полную готовность на все, что угодно ради спасения своей кожи. Это делает его фигуру ещё более значимой в глазах местных жителей.
Здесь проявляется сильная ирония Гоголя — как чиновники, будучи полными недостойными людьми, готовы поверить в ложь, чтобы избежать наказания за свои проступки. Все считают, что если Хлестаков действительно ревизор, то он сможет их «прощать». Это приводит к тому, что даже сам Хлестаков, хоть и не имеет никаких властных полномочий, начинает вести себя так, как будто он действительно — тот самый ревизор.
4. Реакция окружающих на «обнаружение» подделки
Как только Хлестаков, с его обманом, обнаруживает, что на самом деле никто не может подтвердить его статус ревизора (включая самого Хлестакова), наступает критический момент. Слухи начинают расходиться. Однако тот факт, что его поведение до сих пор воспринималось всерьёз, уже является самой сильной сатирой на общество того времени.
Когда наконец появляется истинный ревизор (и это на самом деле не Хлестаков, а тот, кто должен был появиться), город вдруг понимает, что все эти устрашения и ухищрения, все эти угодливые попытки чиновников на протяжении всей пьесы были пустыми. Они обманывали себя и находились в плену своих же иллюзий.
5. Разоблачение: «Тот самый ревизор»
В кульминации пьесы, когда реальный ревизор появляется в городе (в конце первого акта, когда Хлестаков едет в поезде, и ему самому говорят, что он — настоящий ревизор), становится ясно, что весь город был в иллюзии. Как только этот момент наступает, все начинают паниковать, потому что понимают, что их ложные ожидания и действия не имеют никакого смысла.
Слухи о том, что Хлестаков на самом деле не ревизор, быстро распространяются по городу. Сам Хлестаков, не понимая всю серьезность ситуации, сбегает, а чиновники остаются в полном замешательстве, понимая, что их «ревизор» — лишь пустое место.
6. Сатирическое завершение
Гоголь завершает пьесу глубоким сатирическим аккордом. Разоблачение Хлестакова как «не-ревизора» оказывается не столько внешним фактом, сколько пороком всего общества, который было готово поверить в ложное, ради собственного спасения. Гоголь таким образом показывает, что вся система власти и общественных отношений, основанная на лжи, обмане и страхе, обречена на крах.
Заключение
Итак, город быстро понимает, что Хлестаков не настоящий ревизор, потому что сам факт его пребывания в роли властного проверяющего является результатом суеверий, страха и желания найти козла отпущения. Однако разоблачение этого обмана происходит не через логику и факты, а через цепочку случайных событий, когда выясняется, что чиновники, несмотря на все свои попытки угодить, на самом деле не могут избежать своей судьбы.