Афиняне называли управление в своем полисе «демократией» (от греческого δημοκρατία, что означает «власть народа»). Это слово состоит из двух частей: δῆμος (dêmos) — народ, и κράτος (kratos) — власть. Демократия в Афинах, особенно в классический период (V-IV века до н. э.), была уникальной формой политического устройства, которую обычно называют «прямой демократией» или «демократией на основе собраний».
Основные черты афинской демократии:
Прямое участие граждан. Афинская демократия не была представительной, как современные демократические системы. Все свободные граждане Афин (мужчины, достигшие 18 лет, которые были полноправными гражданами) могли непосредственно участвовать в политическом процессе. Основной формой участия было собрание граждан — экклесия (ἀγορὰ, или собрание народа), которое собиралось регулярно и решало важнейшие вопросы, такие как принятие законов, назначение стратегов, обсуждение войны и мира и даже казнь людей.
Роль Совета 500 (βουλή, boule): Для того, чтобы избежать хаоса и сделать процесс управления более организованным, в Афинах существовал Совет 500. Это был выборный орган, состоящий из 500 человек, по 50 от каждого из десяти фратрий (территориальных и родовых групп, на которые был разделён город). Эти люди готовили вопросы для обсуждения на экклесии и принимали решения по текущим делам, включая вопросы внутренней политики, финансов и религиозных мероприятий.
Равенство перед законом (ἰσονομία, isonomia). В афинской демократии ключевым принципом было равенство граждан перед законом, что означало, что любой гражданин мог участвовать в политических процессах, независимо от его социального положения или богатства, если только он был свободным гражданином (неграждане, женщины, рабы и метэки (иммигранты) не имели права участвовать). Это было значительным шагом вперед по сравнению с олигархическими государствами, где власть была в руках немногих богатых семей.
Широкая система должностей, выбранных путём жеребьёвки. Одной из особенностей афинской демократии было использование жеребьёвки для назначения большинства должностей. Это обеспечивало, чтобы политическая власть не концентрировалась в руках нескольких богатых и влиятельных семей. Например, должности в Совете 500, а также в суде — гелиэя (греческий народный суд), занимались по жеребьёвке, что означало участие широких слоёв населения в управлении.
Народные суды (гелиэя). Судебная система в Афинах была органом, в котором участвовало множество граждан. В народных судах рассматривались как гражданские, так и уголовные дела, и приговоры выносились не профессиональными судьями, а случайно выбранными гражданами (порядка 500–1000 человек). Это добавляло элемент народного контроля в систему правосудия.
Остракизм. Еще одной уникальной особенностью афинской демократии был институт остракизма — процедуры, при которой граждане голосовали за изгнание человека, которого они считали опасным для демократии. Этот человек, если набирал достаточное количество голосов, изгонялся из Афин на 10 лет. Это было своего рода средство защиты от тирании, но также давало возможность предотвратить чрезмерную концентрацию власти в руках одного человека.
Роль граждан в военных делах. В Афинах важную роль в управлении играл элемент военной службы. Каждый гражданин в возрасте от 18 лет был обязан участвовать в армии или флоте, и это участие в обеспечении обороноспособности полиса также было частью его гражданских обязанностей. Стратеги, высшие военные командиры, были избраны на экклесии, и они могли быть переизбраны снова и снова, если пользовались поддержкой народа.
Кто не мог участвовать в афинской демократии:
Женщины — в Афинах женщины не могли участвовать в политической жизни. Они занимались домашним хозяйством, а их статус был сильно ограничен.
Рабы — несмотря на то что рабство было неотъемлемой частью афинского общества, рабы не имели прав в политическом устройстве и не могли принимать участие в управлении полисом.
Метэки — иностранцы, которые проживали в Афинах, но не имели гражданства, также не могли участвовать в политике.
Неполные граждане — мужчины, не родившиеся в Афинах от обоих родителей, не имели гражданства, и, следовательно, не могли участвовать в демократических процессах.
Влияние афинской демократии:
Афинская демократия оказала огромное влияние на развитие политических теорий и практик. Современные демократические системы, хотя и значительно отличаются по форме (например, представительная демократия), основываются на принципах, заложенных в Афинах. Влияние Афин можно проследить как в политической философии (например, в трудах Платона и Аристотеля), так и в практиках современных демократий.
Однако важно отметить, что афинская демократия была довольно ограниченной, поскольку не все слои населения могли участвовать в политической жизни. Это было демократическое устройство для определённого круга людей, но не для всех.